Баба с возу — переигрывай
Баба с возу — переигрывай. Обзор Kingdom Come: Deliverance — A Woman’s Lot
Дополнение про девиц и собак стало финальным штрихом Deliverance. Мы уже мстили за одну деревню и строили другую, дрались на турнирах, помогали пану Птачеку в амурных делах, командовали бандой отморозков и умывались в бадье, как могли. Пора оценить средневековую Чехию женским взглядом. И узнать, спасёт ли этот жестокий мир красота.
15 часов: лучший симулятор жизни в Богемии XV века, с безумными историями и багами
Kingdom Come: Deliverance начинается с того, что Индржих получает от отца, владельца кузницы, простейшее поручение — сбегать на рынок за углем и на обратном пути захватить в корчме холодное пиво. Вот только в деревне герой встречает друзей-балбесов: они зовут кидаться навозом в дом местного мужика за то, что тот говорил всякое про короля. Если решиться на это уже после посещения корчмы, пиво за время приключений нагреется, и Индржих получит от отца нагоняй. Взбучки не избежать и в том случае, если напиток останется холодным, — тогда главный герой отхватит за то, что водится с дураками.
Warhorse Studios не случайно открывает игру именно так. Эта житейская зарисовка с ходу дает понять, по каким правилам работает Kingdom Come. Речь о безрассудных поступках, принятых решениях и ответственности. О мире и людях. О рутине и обыденных вещах, которыми предстоит заниматься Индржиху.
Заурядности, впрочем, бояться не следует: Deliverance ухитряется все, даже самые обычные занятия с легкостью превратить в весьма неожиданные игровые ситуации. Ведь вокруг, черт возьми, реалистичное Средневековье!
Позднее Средневековье — суровое время.
За те 15 часов, что я провел в Kingdom Come, весь этот реализм успел порядком надоесть — особенно фишки с едой и сном. Нельзя просто так взять и пойти на квест — сперва надо купить еду, чтобы герой не помер от голода где-нибудь в лесу. И выспаться не помешает. С другой стороны, в моем случае ненависть к этим элементам довольно быстро ушла. Во-первых, Индржих может выучить перк и увеличить время, которое он может провести без сна. И во-вторых, вокруг, черт возьми, реалистичное Средневековье!
Я знал, на что подписывался. И вы знаете. Поэтому воспринимайте это как возможность пережить уникальный опыт. Тем более что так оно и есть.
Главное освоиться с самым заметным проявлением реалистичности — боевой системой. Все персонажи в игре, включая Индржиха, умеют бить в пяти направлениях, колоть, блокировать и пинать. Стоять постоянно в блоке нет смысла — только выносливость тратить. Следует блокировать в момент вражеского удара — причем ставить блок нужно в том же направлении, в котором проходит удар. Закликать врага не выйдет: он без труда прервет цепочку ваших атак и ткнет мечом Индржиху в лицо. Поэтому в Deliverance надо натурально учиться драться: обманывать противника, в последний момент менять направление атаки. Стрелять из лука ничуть не проще, так как перекрестия прицела в игре нет, приходится целиться на глаз.
Любое более или менее дельное оружие и броня — большая редкость в средневековой Богемии. Какой-нибудь тесак или простой меч можно найти еще в прологе, а вот лук мне удалось заполучить часу к десятому. Да и броней я пока похвастаться не могу — ношу гамбезон и довольно сомнительный шлем, которые тем не менее уже пару раз спасли мне жизнь.
Kingdom Come никуда не спешит: если отвлечься от основных квестов и начать слоняться по округе, то можно и забыть про месть венгерскому королю. Правда, важно понять, что Deliverance — это не The Elder Scrolls 5: Skyrim, где в каждой пещере вас ждет квест про древнее пророчество. В игре Warhorse на досуге вы или бродите по селам, городам и лесам в поисках тех самых безумных историй, или выполняете побочные задания, которые еще отыскать надо. Их не то чтобы много, но в каждом разработчики стараются отработать сеттинг. Драконов и магии в Богемии не было, поэтому сценаристы предлагают заниматься тем, чем мог бы заниматься молодой человек, живущий в 1403 году. К примеру, ловить соловья — ставить на поляне силки и выслеживать птицу по характерным звукам. Или же добывать кольцо, которое похоронили с недавно повешенным преступником, — искать лопату, идти на кладбище и копать могилу. Без сюрпризов в этой истории, к слову, не обойдется.
Kingdom Come вообще написана и поставлена здорово — авторы умело работают с реальными фактами и ловко вплетают их в историю о мести Индржиха. Им удалось превратить борьбу сводных братьев, королей Вацлава и Сигизмунда, в сюжет очередного сезона «Игры престолов». Все имена и события, в реальности произошедшие в начале XV века, создатели подают легко — с понятной мотивацией героев и злодеев. Отдельное удовольствие — слушать диалоги, живые и полные юмора.
Смеяться, правда, совсем не хочется, когда игра внезапно вылетает, из-за чего теряются последние полтора часа приключений — именно так произошло у нашего ведущего редактора Дениса Майорова в PC-версии.
Сохраняется Deliverance, когда герой пьет шнапс, однако отыскать его — та еще задача, особенно в начале игры. Автосохранение есть, но контрольные точки расставлены друг от друга довольно далеко. Еще можно записать игру, если поспать долго, но кровать поблизости найдется не всегда.
Короче, реализм работает, а игра — не всегда, поэтому возникают проблемы. Багов в Kingdom Come хватает: тут и беда с анимацией, и странное поведение персонажей. У меня, например, было вот так (огромный патч первого дня, судя по всему, исправил далеко не все ошибки).
И еще один момент: на PC игра выглядит замечательно, а в местных дремучих лесах хочется поселиться — так уж они красивы. Это, впрочем, не касается версий для консолей. На PS4 разработчики заметно порезали дальность прорисовки, понизили разрешение и частоту кадров (до 30 FPS). В сравнении это выглядит как-то так (сперва — PS4, затем — PC).
Чтобы поставить Kingdom Come: Deliverance финальную оценку, пятнадцати часов мало. Нужно окончательно разобраться в боевой системе, исследовать мир, увидеть больше сюжетных и побочных квестов и дождаться новых патчей. Сейчас игра выглядит как симулятор жителя средневековой Богемии, генерирующий массу неожиданных ситуаций и предлагающий уникальный опыт. Не исключено, что баги — важная часть этого опыта, поэтому сыграть в Deliverance следует прямо сейчас — просто нужно понимать, на что вы идете.
Экономика градостроения
Миром правят финансы. Это правило действовало всегда, даже в средневековой Богемии образца 1403 года, разобщенной междоусобицей. Для того, чтобы отстроить собственное поселение, главный герой вынужден вкладывать собственные гроши. Даже на самом первом этапе нужно ежедневно платить жалование лесорубам и логисту. На это уходит 150 монет в день.
Много ли это? Для персонажа, у которого после прохождения большей части игры скопилось больше 50 тысяч грошей, это сущие копейки, однако если игрок делает упор на сюжетную линию и не занимается прибыльной побочной активностью, то он почти наверняка столкнется с нехваткой денег. А позже эта проблема усугубляется необходимостью обслуживать производственные постройки.
Экономика From the Ashes приближена к реальности, и поначалу игроку придется вкладывать много своего золота, чтобы обустроить быт жителей. Только после этого можно перейти к «профицитным» постройкам. Одной из них является корчма, которая будет ежедневно пополнять бюджет. В итоге поселение все-таки можно вывести на самоокупаемость, но на первых этапах это попросту невозможно.
Начав прохождение аддона, нужно постоянно учитывать траты на поддержку строящейся Прибыславицы. Это не значит, что главный герой не сможет заниматься другими делами. Например, следует хорошенько поездить по городам и весям в поиске квалифицированных специалистов. Они ускорят развитие, но при этом тоже потребуют оплаты.
Отдельно стоит упомянуть систему репутации. Если подолгу не платить жалование, игнорировать просьбы и вообще пренебрегать своими управленческими обязанностями, то в один прекрасный день слухи о непрофессионализме свежеиспеченного правителя дойдут до пана Дивиша, после чего он лишит главного героя всех регалий и найдет ему замену.
⇡#Суровая реальность
Во многих играх, которые предлагают свободу действий, поступки обесцениваются. Ведь вы можете сохранить игру, попробовать нагло обчистить торговца или забавы ради вырезать целый город, а затем, если итог не понравился, просто загрузиться. В Kingdom Come: Deliverance этот фокус не пройдет. Контрольные точки предусмотрены только при получении задания, выполнении определенных целей в квестах и после здорового сна в удобной кровати. Сохраниться в ходе приключений можно, лишь выпив спасительного шнапса. Серьезно, так и называется. Напиток на спирту, поэтому Индро еще и пьянеет в процессе, а частые сохранения доводят до хронического алкоголизма.
Так нас принуждают думать перед каждым поступком. Да, воровство — это отличный способ быстро разбогатеть. Но если вас поймают, то придется или иметь дело с последствиями, или откатываться этак на полчаса назад (в лучшем случае). Прием действительно работает, но у него есть обратная сторона. Чем больше реализма в игре, тем сильнее бросаются в глаза условности. Например, если ночью вы идете без факела, бдительная охрана будет настроена подозрительно и может обыскать. Только как они догадались, что вот этот золотой кубок краденый? Законный владелец же спит еще, он никак не мог доложить о пропаже!
Разумеется, это лишь придирка. А вот реальная проблема — это множество багов, в том числе таких, которые заставляют перезапускать игру. Когда там было последнее сохранение? Особенно любят «зависать» диалоги: персонажи просто отказываются говорить следующую фразу, и вы ничего не можете сделать. Этот средневековый ступор нападает на них совершенно непредсказуемо, от него не застрахован ни пан, ни крестьянин. Менее критичные, но все равно раздражающие глюки тоже есть: сломанные задания, застревание в объектах, сходящий с ума искусственный интеллект и так далее.
Зельеварение для чайников
Огорчает и оптимизация. Пейзажи игра выдает красивые, бесспорно: от видов местной природы порой дух захватывает. Особенно удались густые леса в погожий денек. Технология освещения дает потрясающий эффект, когда солнечные лучи пробиваются сквозь листву. А вот анимация весьма топорная, да и окружение в городской черте, как и модели персонажей, деталями не балуют. За исключением экипировки (шутка ли, предусмотрено аж шестнадцать слотов под броню) — каждый экземпляр проработан до последней заклепки. Добиться стабильной частоты кадров на высоких настройках сложно даже на производительной системе, а консольные версии откровенно плохи: страдают от слабой фильтрации текстур, малой дальности прорисовки, ограниченной детализации и длительных загрузок.
Само собой, Warhorse Studios выпустит патчи, которые устранят ошибки и выправят баланс. Но многие вещи хотелось бы видеть на старте. Например, логично сохранять прогресс при выходе из игры, но это добавят только в ближайшем обновлении. Ее бы еще пару месяцев отполировать…
Kingdom Come: Deliverance определенно на любителя. Чтобы разобраться во всех тонкостях механик, придется потратить с десяток часов. И только после этого проект сможет по-настоящему раскрыться. Игра учит обдумывать каждый шаг и принимать последствия своих решений. Но такой подход сильно портит сырое техническое исполнение — аж зло берет, когда удачно проведенная афера по продаже краденых овощей идет коту под хвост из-за бага!
Достоинства:
- атмосфера сурового Средневековья воссоздана скрупулезно и со знанием дела;
- большую часть времени реализм работает на благо игры;
- многие задания предлагают разные способы достижения цели, зачастую — весьма неочевидные;
- продуманная и гибкая ролевая система;
- игра дарит чувство гордости за каждое достижение.
Недостатки:
Графика
Средневековая Богемия звучит аутентично, этого не отнять. Но и запоминающихся композиций не дарит, а озвучение и вовсе получилось довольно пресным — жаль, ведь диалоги написаны замечательно.
8
Во многом уникальная ролевая игра, которая подарит множество ярких моментов и окунет вас в атмосферу Средневековья. Если вы найдете в себе силы дать ей время раскрыться.
Видео:
Kingdom Come: Deliverance — рецензия
Оглавление
- Вступление
- Сюжет
- Мир
- Драки
- Жуки
- Заключение
Жанр | Ролевая игра |
Разработчик | Warhorse Studios (Чехия) |
Издатель | Warhorse Studios (Чехия) |
Платформа дистрибуции | Steam / GoG |
Локализация | Текст |
Дата выхода | 13 февраля 2018 года |
Вступление
реклама
Тёмные времена. Воистину тёмные времена для однопользовательских игр…
Нет, нет в том смысле. Просто центр культурной жизни искателей приключений плавно сместился с вымышленного мира Ведьмака в настоящую Богемию Средневековья, где нет ни страшных монстров, ни рыжих чародеек, а лишь политические дрязги и заговоры, скитание по пустоватому, но правдоподобному миру, и болтовня с очень вежливыми разбойниками, панами и честными тружениками.
Не впечатляет, правда? Вот в рецензии на Kingdom Come: Deliverance и давайте разбираться, за счёт чего же проект наделал столько шуму.
Эта страна заслуживает героев похуже
Мы привыкли играть за особенных людей. Чуть ли не каждому герою ролевой игры на роду написано стать великим воином, спасти королевство и жениться на принцессе. Одни авторы обуславливают силу игрока потусторонними дарами, другие ничего не дают и не поясняют, но на деле «поселение нуждается в вашей, и только в вашей помощи», никто больше не принесёт пять шкур кабанов и не прогонит шайку разбойников.
В этом понимании Генри (или Индржих, если вам по нраву произношение на чешский лад) — не такой как все. Нет, он не Избранный, а наоборот — обычный крестьянин из семьи кузнеца, не обучен ни грамоте, ни военному делу. Парнишка горазд разве что помогать бате в кузне, просиживать портки в корчме и бедокурить с друзьями. Но всё же он мечтает подружиться с мечом и увидеть мир, завести новые знакомства.
Это вам не Skyrim, братцы. Тут с ранения стрелой жизнь искателя приключений только начинается!
реклама
Первые же часы игры лишь подчеркнут ничтожность юноши в этом бренном мире. Он лишится семьи и всего имущества, его не раз ранят и унизят, а единственное, что мы сможем противопоставить неприятелям — это бежать, прятаться да обходить опасности десятой дорогой. И хоть с приёмчика «Потерять всё» начинаются многие истории, здесь такое обусловлено не только сюжетом, и перспективы бедняге не светят.
Дальнейшая судьба Генри уже на нашей совести. Захотим — поступим на службу к пану Радцигу, где получим начальную боевую подготовку, а затем отправимся расследовать разбойные нападения в окрестных деревеньках. А не захотим — пойдём скитаться по миру, самостоятельно учиться фехтованию, чтению, охоте, варке зелий и другим полезным занятиям. Да и квестов во время странствий встретится немало.
Индрюха во многом похож на Томми Анджело из Mafia. Те же черты лица, та же карьерная лестница с работой на влиятельных господ.
По количеству и качеству кат-сцен и диалогов Kingdom Come утрёт нос любой песочнице Bethesda, но сам сюжет здесь такой же значимый, как в «Древних Свитках» — это просто большая цепочка заданий: не скажу, что происходящее сильно интригует, а режиссура и постановка захватывают дух. Да и сам герой в событиях как будто на втором плане — его личность и характер раскрываются скомкано и мимоходом.
Поэтому мне было интереснее не бежать стремглав к открытому финалу, а исследовать мир и впитывать новые знания. Окружение здесь не шибко насыщено: можно часами бродить по дорогам, полям и лесам и не найти ничего, кроме пучка лекарственных трав. Но есть доля очарования в том, что всё вокруг не выглядит как парк аттракционов: любители такого эфемерного понятия как «атмосфера» подобное оценят.
Странствуя по миру, можно наткнуться на вооруженные разборки двух отрядов. Если только ступили на путь приключений, лучше не встревать.
И всё же с погружением у игры не всё гладко, ибо… озвучка. В третьем «Ведьмаке» даже не глядя на экран по одной реплике можно было понять, с кем беседует Геральт: с простолюдином, бандитом, торгашом, дворянином или королём; что на русском, что в оригинале. А в Kingdom Come все говорят одинаково: дикторы в английской озвучке профессионально отчитали тексты, но даже не пытались вникнуть, кого они озвучивают.
Масла в огонь непредумышленно подлили и переводчики. Они взяли за основу чешский первоисточник и, если закрыть глаза на ряд опечаток и ошибок контекста, справились с работой лучше своих англоязычных коллег. Вот только русского дубляжа нет, поэтому мы частенько видим на экране аутентичное «Да, пан», а слышим совсем не свойственное сеттингу «Yes, sir». «Курве» с «холерой» тоже досталось.
В этом мире нет магии, так что Гэндальфу Серому уже необязательно носить длинную бороду и ходить в смешной шляпе.
Не могу оставить без внимания и персонажей. Их очень много, но запомнится вам разве что горстка вельмож и парочка злодеев, да и те за счёт того, что у них уникальные модельки. Но больше всего меня умилила постановка сценки с как бы «главным поворотом сюжета», когда антагонист поворачивается к герою лицом и такой «Хе-хей! Не ожидал МЕНЯ здесь увидеть?!», а Индржих ему в ответ «Не может быть!». Жалко, что в том диалоге не предусмотрена нелинейность, вариант «Эй, мужик, если я тебя когда-то и видел, то уже позабыл, где» был бы к месту.
реклама
Кажется, здесь есть работа для сопляка
Игры давно приучили нас к тому, что любое задание — это своего рода бартер: выполнить действие, а взамен получить плюшку. Причем награда обычно оговаривается заранее — надо ведь понимать, ради чего спину и другие части тела подставлять. И только в Kingdom Come вы можете три часа бегать по карте, добывать какие-то вещи и выслеживать проходимцев, а в конце получить щедрую порцию «ничерташенек».
Вся прелесть местных механик в том, что они немножко не такие, как везде. Прокачка почти во всём повторяет Skyrim (чем чаще делаете, тем лучше получается), но есть скрытые надстройки, скажем, при стрельбе из лука со временем пропадёт качание прицела. Один из способов сохранить игру (кроме сна или при выдаче заданий) — приложиться к шнапсу, который на первых порах неподъемный по деньгам.
Так герой видит текст в книгах, едва усвоив азы грамотности.
реклама
И с квестами не всё «как у людей». Тут не узнать заранее, чем закончится допрос половца: надо ли искать переводчика, чтобы расспросить пленника и выяснить, где враги прячут сокровища, или разумнее сразу сдать его властям и понадеяться на вознаграждение. Так разработчики мягко намекают, что играть стоит ради самого процесса, проникаться историями, а не зацикливаться на бесконечном поиске выгоды.
Побочные поручения по шкале от «Инквизиции» и до «Ведьмака» где-то на восьмёрочку. Здесь часто просят сделать что-то совсем уж нетипичное: прополоть грядку, выдёргивая только сорняки; определить болезнь по симптомам и самостоятельно приготовить лекарство. Важно расставлять приоритеты по времени: если кожевнику добыть шкуру оленя не к спеху, то раненый даст дуба, если промедлить с помощью.
Внедрение в монастырь «под прикрытием» — самая… необычная часть игры. Генри тут надо не только вычислить убийцу, но и чтить обет, соблюдая строгий режим.
Вся суть Kingdom Come в скрупулёзном внимании к мелочам. Еда со временем портится, причём мясо быстрее, чем овощи; зато у мёда вообще нет срока годности, и в игре это учтено! Или взять распорядок дня: на ночь магазины и забегаловки закрываются, стражники зажигают факелы, горожане запирают двери, раздеваются (!) и ложатся спать; а если заметят Генри где-то в сумерках, начнут недоумённо вопрошать.
реклама
Восхищает подход разработчиков к мини-играм. Варить снадобья — это целый ритуал: сперва находите рецепт и собираете травы, затем подходите к котлу и готовите строго по инструкции — измельчаете, кипятите, дистиллируете. Карманные кражи тоже выполнены изобретательно: нужно подкрасться к жертве и зажать кнопку, и чем дольше её удерживаете, тем больше времени будет на то, чтобы пошарить по карманам.
Тренировать ловкость рук лучше на тех, кто спит как хорёк. Или просто вдали от поселений, где нет надоедливых стражников.
Пара слов о реализме: его нет. Да, на фоне оказуаленного в хламину Assassin’s Creed или даже «Ведьмака» здесь всё предельно серьёзно: персонаж испытывает голод и усталость, пьянство чревато похмельем, открытые раны кровоточат, плохой пищей можно отравиться. Но это «фишки для журналистов» — такое принято хвалить в обзорах, но на деле эти явления на ваши похождения толком не повлияют.
И всё же в Deliverance лучший баланс между условностями и здравым смыслом. С одной стороны, это не симулятор средневекового быта, где увлекательность была бы растерзана в угоду реализму, с другой, не однокнопочное рубилово, где вы больше созерцаете, чем действуете. Перед нами правдоподобная, но всё же сказка: здесь батрак ходит к панам, как к себе домой и загребает горы монет за счёт продажи краденого, но чтобы добиться цели, тут порой надо думать, соблюдать осторожность и принимать взвешенные решения.
реклама
Охота за сокровищами раз и навсегда избавит вас от нехватки денег. Но искать тайники по нарисованным от руки картам — непростое занятие.
Игра более правдива по части места и времени происходящего. Для чехов это такой же культовый проект, как для нас S.T.A.L.K.E.R. — настоящий музей их родной истории, с возможностью посетить Сазавский монастырь, Ратае и крепость Тальмберг; послушать, как священники отзываются о проповедях Яна Гуса; понаблюдать за истоками гражданской войны с позиции простого люда.
В каком-то роде Kingdom Come — это «Кредо убийцы» здорового человека. Тот же кропотливый подход к воссозданию эпохи, но честная механика сражений и больший упор на игровые, а не декоративные аспекты. И обширная историческая справка в виде приятного довеска. Жаль только, что по-настоящему крупных городов нет: ладно ещё Прага, но вот в Кутна-Гору хотя бы для контраста визит напрашивался.
Kingdom Come: Deliverance — From the Ashes: Обзор
Живо для платформы: PC
Kingdom Come: Deliverance, как известно, получилась игрой весьма разноречивой. Расхваленное отсутствие магии, историческая достоверность и физический реализм (особенно в средневековых купальнях) тут уживаются с чудодейственными эликсирами, которые за пять минут заживляют все раны, холопами, купающимися в одной бадье с господами, и персонажами, останавливающимися товарищ в друге, а также в лошадях и деревьях.
Необходимость постоянно беспокоиться о пропитании нивелируется возможностью на халяву подъедать из котелка в любой корчме. А перманентное отсутствие денежек на первых стадиях во многом превращает игру в симулятор этакого военного челнока-торговца, который вместе со своей навьюченной трофеями конём специально ищет бури, то есть ввязывается во все тяжкие и не весьма драки, чтобы раздеть до трусов (жаль, их к оплате не принимают!) ещё несколько тушек неприятелей и поспешить выгодно продать всё награбленное, вырванное с кровью и нажитое непосильным трудом. Свежее обновление и первое крупное DLC From the Ashes призваны разрешить эти проблемы.
Из грязи — в князи и должники
В хардкорном порядке, введённом с обновлением, например, подъедать из котелка уже нельзя. А в DLC From the Ashes нам предлагают вместо челночных транспортирований заняться обустройством собственной деревни, чтобы потом всегда получать от неё прибыль. Впрочем, и тут всё получилось неоднозначно — если вы ещё не высокоуровневый игрок, какой уже набегался по торговцам, продавая броню половцев, и теперь не ведает, куда девать гроши, то челночных пробежек до оружейника и бронника в Ратае, скорее итого, станет ещё больше. Во всяком случае, поначалу.
Дело в том, что наш основной герой получает от лорда Девиша (того самого, какой дал ему, полумёртвому, приют после нападения на родную деревню) предложение, от какого невозможно отказаться, но которое, откровенно говоря, выглядит совсем нереалистичным — в противовес всей ориентированности Kingdom Come: Deliverance на историческую достоверность.
Представьте ситуацию: сыну коваля, фактически холопу, предлагают стать главой (рихтаржем) новоиспеченного крупного поселения, которое, правда, предварительно нужно восстановить из руин. А оплачивать эти восстановительные труды должен именно он, ошарашенный от такой новости сын кузнеца, а не лорд, какому эта деревня и все близлежащие земли и принадлежат. Согласитесь, больше напоминает не почётное предложение и блаженно выпавший шанс выбиться из грязи в князи, а «развод» — Девиш фактически возрождает собственную деревню за чужой, и местами весьма небольшой, счёт. Да ещё и угрожает каким-то карами в случае, если мы не оправдаем его ожиданий.
Половину этих литеров сын кузнеца по идее и не знает!
Крепкий хозяйственник
Квест этот становится доступен вдали не сразу, а только после одного из важных сюжетных событий, в итоге которого, собственно, некогда процветающая деревня Прибыславица и была почти истреблена. Так что новичкам тут точно не место. Фактически это высокоуровневый контент — к моменту старта всей этой строительно-закупочной саги вы уже по идее должны владеть неплохие деньги в кармане. Но суммы бывают разные. Повторю: если вы к моменту выхода From the Ashes уже минули всю (ну, или почти всю) игру и расхаживаете в самых крутых доспехах, позвякивая портмоне, то, возможно, пройдёте дополнение часа за два. В противном случае, если денежек не так много, придётся ещё изрядно попотеть и подкопить.
Перед тем, как добиться финальной цели, отремонтировать костёл и возвести алтарь, в деревне многое необходимо построить — лагерь дровосеков, кузницу, корчму, пекарню, караульную, проложить новоиспеченный каменный мост. А это стоит много, много тысяч грошей и спрашивает также материалов, ремесленных инструментов и ресурсов — камня, угля, семени или мяса (сиречь скота). Почему «или»? Потому что в некоторых случаях необходимо ещё выбирать, что возводить — конюшни или караульную, ту же пекарню или мясную лавку. Таким манером, мы ещё и влияем на рацион местных жителей.
В любом случае придётся мотаться по всей карте, разыскивать тех, кто сможет поставлять нам это всё, договариваться о цене и иногда даже решать какие-то собственные проблемы нужных нам ремесленников и мастеров. Реализм при этом пунктами опять же на высоте: мало договориться о поставках скота — необходимо ещё найти того, кто его будет перегонять. А мясник, предложивший довольно низкую цену, честно предупредит, что мы будем получать мясо престарелых кур, которые никому особо не приглянулись…
Картина маслом «Когда задерживают зарплату».
Суди и барыш получи
Ещё больше попахивает реализмом, когда мы на правах рихтаржа и судьи решаем препирательства жителей Прибыславицы и устанавливаем для них же законы. Причём иногда попахивает в ровном смысле. Одно из первых дел вынуждает нас решать животрепещущий (без всяких шуток) проблема, как и куда могут испражняться наши рабочие — прямо в ручей, когда им приспичило, или терпеть и отмерять 150 шагов ниже по течению? Или всё-таки позволить отойти итого на 100 шагов?
Далее мы будем решать не менее насущные бытовые проблемы — к рихтаржу приходят разыскивать справедливости поссорившиеся супруги, разъярённый отец, обвиняющий соседа в том, что тот обрюхатил его дочку, а после сбежал, и другие недовольные жители. Все решения и законы (о браконьерстве, так) отражаются на нашей репутации, а это в том числе влияет на прибыль от деревни, какую мы получаем.
Да, все оставленные в специальном сундуке на строительство и жалованье работникам гроши могут и должны окупаться — сквозь некоторое время в другом сундуке появляется наша барыш. И в этом случае уже можно бегать по своим делам, выполнять иные квесты, не отвлекаясь на необязательные драки и челночные забеги по торговцам, а ведая, что через сутки или двое деньги практически сами упадут в ваш портмоне. Ну, или не упадут — если вовремя не платить жалованье и не заниматься дальнейшим развитием деревни.
Вначале придётся освободить землемера, а потом уже строить.
Чехи из Warhorse выпустили довольно необычную RPG, и первое же более или менее крупное дополнение к ней тоже вышло необычным, старающимся уложиться в общую идею игры про реализм и жажда показать жизнь средневековой Богемии максимально (ну, насколько это вероятно) достоверно и с разных ракурсов. Да, завязка сама по себе тут, мягко сообщая, нереалистичная, да и превращение главного героя в крепкого хозяйственника не всем придётся по нраву. Но зато для высокоуровневых игроков и тех, кто Kingdom Come: Deliverance уже минул, From the Ashes — это неплохой повод вернуться сюда и слить свои гроши на что-то здоровое: видеть, как фактически твоя деревня на глазах из руин превращается в густонаселённый середина, действительно приятно. Ну а для всех остальных это отличный способ получать стабильную барыш всё оставшееся прохождение. Если они, конечно, помнят про законы экономики и про то, что вначале нужно вложить, чтобы потом получить.
Плюсы: возможность возглавить собственное поселение; довольно серьёзно проработанная строительная часть; забавные дела, какие нужно рассматривать в качестве судьи.
Минусы: развитие деревни спрашивает больших затрат времени и денег — многих это может отпугнуть.
Kingdom Come: Deliverance: Обзор
Гусь свинье не товарищ
Именно в такой ситуации оказался парень Индржих. Хотя нет, его дела гораздо хуже, ведь он не умеет читать и писать, не знает, с какой стороны держать меч и лук, да и с прочими навыками, полезными для выживания, беда. И такому-то недорослю нужно с нуля постигать премудрости средневековой жизни, учиться добывать деньги и пищу, втираться в доверие к чешским аристократам, постигать основы военного ремесла — всё ради мести убийцам родителей и поиска бандитов, ограбивших его на пепелище родного села.
Пока развивается драма, герой успевает побыть вором и убийцей, браконьером и кладоискателем, солдатом и бродягой, детективом и организатором свадеб, послушником бенедиктинского монастыря и пажом, дамским угодником и защитником обездоленных. При этом, в отличие от большинства RPG, Kingdom Come не показывает, как из твари дрожащей вырастает ломающий берёзы руками и плюющий на королей супермен. Для знати Богемии Индржих так и останется человеком низкого происхождения. Можете нацепить на него баснословно дорогой доспех, сделать мастером красноречия и богачом, но на подобные уловки купятся разве что такие же кметы, как и он сам. Геймплей тоже не разрешает знакомого поклонникам жанра всемогущества: ситуации вроде «одним махом семерых побивахом» здесь в принципе нереальны. Хотя где подводит меч, там пригождается смекалка.
Повторенье — мать ученья
Deliverance тычет пальцем в историческую справку из энциклопедии, наказывает за ошибки и с головой погружает в виртуальный мир, ловко имитируя его обыденность. Смена времени суток здесь не пустая формальность: вечером большинство персонажей, включая торговцев и ремесленников, расходятся по домам, на обочинах дорог сбиваются в шайки разбойники, стража того и гляди задержит путника без факела в руке, а темень вокруг такая, что хоть глаз выколи. От плохой погоды и прогулок по грязи пачкается одежда, что, в свою очередь, портит обаяние и сужает возможности в диалогах. Продукты приходят в негодность, поэтому завтрак из тухлой колбасы с подгнившими яблоками запросто вызывает отравление. А победа в бою может оказаться пирровой, если рана кровоточит и её нечем перевязать.
С точно такой же дотошностью организовано развитие персонажа. Забудьте об упрощениях и поблажках, какими баловали ролевые игры последних лет. Чтобы сделать героя заправским вором, нужно придерживаться особого стиля одежды без звенящих друг о дружку пластин и пижонских узоров, чаще прибегать к скрытности, безопасно сбывать краденое, набивать руку на взломе замков и ощупывании чужих карманов. Занятия алхимией требуют как минимум умения читать, добывать рецепты и правильно смешивать ингредиенты в тигле, пока варится микстура. А если решили превратить сына кузнеца в воина, подыщите ему нормальные доспехи и неустанно упражняйтесь в фехтовании, разучивая новые приёмы и укрепляя мышцы Индржиха.
Сноровка геймера значит в Kingdom Come не меньше, чем навыки героя, и сражения — яркий тому пример. Они отдалённо напоминают For Honor с её траекториями для ударов и блоков. Только в произведении Warhorse всё гораздо сложнее: здесь мы рубим с пяти направлений или колем в выбранную на теле противника точку, а ещё вовремя уклоняемся от вражеских выпадов, используем щит, пинки, захваты, прикладываем врага рукоятью — и всё вручную. Какие бы финты ни открывались по мере обучения, их приходится зубрить вам, а не Индржиху — например, бить сперва в правое плечо, затем в левую ногу и колоть в лицо. Момент, когда можно расслабиться и просто долбить по одной клавише, авторами вообще не предусмотрен, так что даже у бомжа с тесаком имеется шанс зарезать вооружённого до зубов рыцаря.
Те же сложности ожидают в обращении с луком: прицела нет, долго держать тетиву натянутой не получится. Чтобы прикончить в лесу первого зайца, вам вряд ли понадобится меньше пяти-шести выстрелов. Стоит ли удивляться, что при встрече с бродягой в глухой местности с ним тянет подраться для отработки приёмов, а висящий на столбе труп висельника — использовать в качестве тренировочной мишени?
Теперь представьте, что вы допустили ошибку — ввязались в безнадёжную драку, выбрали не ту реплику в диалоге или попались на краже, не имея ни денег, ни красноречия, чтобы избежать тюрьмы, — и вам хочется переиграть сцену. Но не тут-то было! В Богемии XV века для сохранения приходится пить особый шнапс, спать на личной кровати либо достигать важных поворотов сюжета. То есть потерять час — полтора прогресса из-за нелепой случайности здесь в порядке вещей.
160 гектаров красоты и багов
Во многом поэтому вместо театрального трюкачества авторы предлагают повседневные заботы: сходить в баню, почитать книгу, сварить снадобье, выторговать десяток грошей у купца на рынке, выкопать клад, найдя его по карте, купленной у странного типа возле мельницы. Заняться поиском пропитания, в конце концов, — мы же не в сказку попали, а в более-менее достоверную симуляцию Средних веков. Но насколько обаятельным и живописным получился у студии Warhorse мир, настолько же обидны технические ошибки, которые разрушают эффект присутствия в нём.
Вот персонажи срастаются в потешного Громозеку, а вот лошадь героя, Сивка, замирает в нелепой позе над ручьём. Камера во время диалогов ведёт себя как шизофреник: то в душу заглянет, то покажет разговор двух шапок вместо лиц. Порой собеседники просто валятся с неба или прорисовываются из воздуха. О кордебалете с частотой кадров, запоздало возникающих текстурах, глюках анимации и тому подобных недочётах даже говорить не хочется — такого добра хватает в любой игре от небольшого коллектива. Но раз уж Kngdom Come: Deliverance требует серьёзного к себе отношения, пусть отвечает взаимностью. Хотя, к чести авторов произведения, его техническая неуклюжесть — его же главный недостаток.
Средневековье на «максималках»
С поправкой на игровые условности, баги и здоровые зубы персонажей, сотрудникам Warhorse удалось создать интерактивную и комплексную экскурсию по Европе XV века. Захватывающее приключение, которому на данный момент нет равных — как в плане раскрытия темы, так и по проработке деталей. Здесь вы узнаете о разнице между императором Карлом IV и его сыном Вацлавом, о расколе в католической церкви, о жизни в замках, сёлах и монастырях, о средневековых ремёслах и нюансах быта, а заодно примете участие в событиях, аукнувшихся далеко за пределами Богемии. Иначе говоря, получите именно то, за что мы любим исторические игры.
Плюсы: блестяще раскрытый сеттинг и привязка к реальной истории; многогранная ролевая система со свободой отыгрыша и решения задач; красивый мир с симуляцией средневекового быта; система фехтования устроена так, что победы приносят массу удовольствия.
Минусы: сложности, к которым нужно привыкать; техническая часть нуждается в доработке даже после огромного патча.
DLC: From the Ashes: Нужно больше золота
В любом серьёзном бизнесе, чтобы нужно инвестировать, чтобы не прогореть. Поэтому я сразу вложилась в лагерь для лесоруба, а после занялась снабжением ресурсами. Заручившись помощью торговца, я продавала все, что было в хозяйстве: уголь, камень, домашний скот и сельскохозяйственные культуры. Прибыль с продаж помогала возводить новые полезные сооружения в моей деревушке.
Цена построек не радует. К примеру, чтобы построить таверну необходимо 8 000 грошей, утешает только окупаемость. Трактир ежедневно будет приносить прибыль в 500 монет. Постройки можно улучшать, и в случае с таверной можно увеличить доход до 1 300 звенящих монет в день. Отлично, не так ли?
А первоначальный капитал на постройки можно получить в награду за выполнение поручений NPC. Главное помнить, что чем больше разнообразных зданий, приносящих доход — тем толще наш карман!
Отправляйся в Пиркштайн к пану Радцигу Кобыле.
Перед тем как отправится к пану Радцигу, вам стоит перекусить. На прикроватном столике вы найдете несколько рогаликов, так же в этой же комнате есть котелок, который поможет вам избавится от голода.
На выходе из постройки обязательно умойтесь в бодье с водой, чтобы убрать штраф на красноречие и привести в порядок внешний вид Индржиха.
Теперь вы готовы отправляться в Пиркштайн, где основался пан Радциг. Индржих хочет сообщить пану об утрате сделанного для него меча, а так же пообещать что вернет оружие. Двигайтесь к главному входу в город. У ворот вас остановят стражники и спросят о причинах визита. Для того чтобы проникнуть в город, вам понадобится использовать красноречие (именно поэтому вы умывались). Узнав о причинах появления Индро, стражник пропустит его в город. Кстати, даже если вам не удастся убедить стражника при помощи красноречия, тот все равно пропустит главного героя.
После преодоления городских ворот, двигайтесь направо, чтобы достигнуть нужной точки. На входе вас встретят старые знакомые Яков и Ярослав, которым удалось спастись вместе с паном Радцигом. Поднимайтесь на самый верх, вам нужна постройка на вершине стены. Именно тут проходит экстренное совещание знати по поводу нападения Сигизмунда. Индржих бесцеремонно ворвется в комнату, вызвав изрядное удивление собравшихся. В ходе разговора пан Радциг уговорит пана Гануша принять Индржиха в свои оруженосцы, а так же обучить парня необходимым навыкам.
По завершению разговора игра сохраниться и начнется следующее задание Тяжело в учении – легко в бою.