ELEX: рецензия
ELEX: рецензия
Оглавление
- Вступление
- Мир
- Сюжет
- Драки
- Локализация
- Заключение
Жанр | Боевик-приключение |
Разработчик | Piranha Bytes (Германия) |
Издатель | THQ Nordic (Швеция/Австрия) |
Платформа дистрибуции | GoG/ Steam |
Локализация | Текст |
Дата выхода | 17 октября 2017 года |
Вступление
реклама
Симулятор становления Избранного. Это прозвище почему-то не закрепилось за серией Gothic и вереницей её потомков, но именно оно наиболее коротко и ёмко описывает их суть. Вы начинаете простым парнем в обносках и без гроша в карманах, но постепенно зарабатываете известность, присоединяетесь к одной из трёх группировок и вершите судьбу государства, а может и целого мира.
Новое творение немецкой студии свято следует этому канону, но всё же разительно отличается от предшественниц. Как, и к чему это в итоге привело, мы выясним в нашем обзоре ELEX.
Хроники несуществующего жанра
Ребята из Piranha Bytes напоминают героев своих игр — дважды теряли права на то, что нарабатывали годами, но всегда находили силы подняться и начать всё с чистого листа, создавать очередное приключение. Это признак постоянства, что безусловно хорошо: смогли занять нишу, занимаются тем, что нравится, радуя армию верных поклонников, а люди и не прочь из раза в раз кушать то же блюдо, но уже под другим соусом.
При таком раскладе любые перемены сопряжены с большим риском. Стоит прислушаться к горстке недовольных и упразднить бесконечные кувырки, как сломается всё остальное, и ряды «сопротивления» пополнят те, кого ранее всё устраивало. Но работа над ошибками и стремление к росту над собой — занятие похвальное, именно поэтому мне совсем не хочется ругать ELEX. Не хочется, но это — мой долг.
Главного героя научили размышлять вслух. Зато в бою он теперь нем, как Фримен. Даже вскрика в духе «Зар-р-р-раза!» не дождётесь.
Как объяснить несведущему читателю, что такое «Готика»? Вот так задачка. Хм, представьте свою комнату. Она маленькая, но уютная, все вещи в ней на своих местах, окружение знакомое и привычное. Внутри чувствуете себя легко и непринуждённо, ведь каждая деталь подогнана под ваш вкус и привычки.
А вот ELEX сравним с торговым центром. Его создатель не стремился воспроизвести там домашнюю обстановку, внутреннее убранство понятное и практичное, ведь цель одна — продавать вам товары. И вы можете часами бродить между стройными рядами заполненных полок, встретить всевозможные диковинки, но не найти то, за чем сюда пришли. Потому что зал огромный, а когда никого нет, ещё и пустой.
Наконец-то в игре Piranha Bytes не уродливые женские лица. Правда, моделек тут как в первом «Ведьмаке», штук пять на всю игру.
реклама
Разработчики заявляли, что сотворили самый большой бесшовный мир в своей практике. Молодцы, не соврали. Но какой толк в просторных зелёных холмах, заснеженных горных кряжах и песчаных барханах, где ничего не происходит? Собираем травки, убиваем тварей, периодически натыкаемся на различный хлам, который почти ничего не стоит — и всё на этом. Найти что-то ценное при таких масштабах практически невозможно.
С поселениями дела обстоят ещё страннее. Придёте в общину берсерков, посмотрите — ну деревня деревней же! Но этот десяток избушек настолько разнесён по местности, да ещё и с огромными перепадами высот, что без указателей потратите на их изучение целый вечер, и всё равно пропустите пару человек, жаждущих выдать вам задание. У других «городов» точно такая же беда, отличие только в декорациях.
Постоянно спускаться и подниматься на огромную высоту — то, что в ELEX раздражает, наверное, больше, чем всё остальное.
Прелесть Risen 3 в компактности игровых пространств. Мир там состоял из нескольких островов, и каждый можно было чуть ли не полностью зачистить, бесцельно скитаясь по округе. Тут же такое не сработает: попросту запутаетесь, какие места уже осматривали, а где ещё не были — очень мало вокруг хоть каких-то ориентиров. Уникальные предметы есть, но это сродни поиску клещей на теле дикобраза.
В таких условиях всё исследование мира сводится к пробежке по жилым районам и взятию охапки поручений. Готовьтесь много и часто бегать: что от одной точки на карте к другой, что от монстров, которых пока не можете убить. Никакого транспорта, хоть его отсутствие ничем и не обусловлено — всё на своих двоих. Спасают только телепорты, так что лучше поскорее изучить навык, раскрывающий их местоположение.
Несмотря на далеко не современный внешний вид, игра может удивить приятным видами. Особенно в пустыне.
Может мир скучный, но хотя бы живой? Ну, если наткнулись на ролик, где зверьё дерётся между собой или нападает на торговца, то это почти беспрецедентный для ELEX случай. Чаще всего самые разношерстные компании живности нападают именно на вас, солдатам безразличен тролль, дрыхнущий в паре шагов от их аванпоста, а патрули и стычки между воюющими группировками… да бросьте, нет тут ничего такого.
Фауна поражает изобилием кричащих наименований, от кусак до потрошителей с ночерами, но на деле мы встречаем ящерок, куриц, кабанов, гигантов и прочих. Многие твари тут выглядят одинаково, но называются по-разному, отличаясь лишь силой и живучестью. Это частенько приводит к конфузам, ведь пока не вступите в бой, не знаете, кто против вас — слабая разновидность животинки или такая, что убивает с двух тычков.
Кто-то из художников определённо увлекается славянской мифологией.
Но опасностей в мире игры и без диких зверей полно. Есть мутанты, утратившие рассудок, но не способность воевать. Есть разбойники, чьи злые намерения не узнаете, пока не подойдёте к ним вплотную. Есть и окружение в виде жарких, ледяных, ядовитых и радиоактивных зон, где мимолётное пребывание сказывается на запасе здоровья. О том, чтобы ненароком не упасть с двухметровой высоты насмерть, я и вовсе молчу.
Если положение плачевное, но не безнадёжное, почти ото всех бед героя спасёт реактивный ранец. С ним и спуститься с крутой горы, и избежать острых клыков проще. Местные недруги злопамятнее, чем в третьем «Ведьмаке», не прочь гоняться за нами до бесконечности, так что лучший способ избавиться от погони — срезать через холмы и прерии, благо топливо наше прыжковое устройство не потребляет.
Нужно больше минералов
Родной мир людей снова разрушили. На этот раз не Землю, а, для разнообразия, некий Магалан. Причиной бедствия стала комета, но она не только испепелила поверхность планеты, отбросив немногих уцелевших в каменный век, но и принесла с собой загадочный минерал — элекс. Восставшее из пепла катастрофы общество разделилось на группировки и тут же принялось за добычу необычных ископаемых.
реклама
Новый ресурс обладал невиданной силой, но все использовали его в разных целях. Берсерки опасались странных даров, превращали их в ману и стремились восстановить старый мир, клирики на их основе создавали оружие и технологии, а для изгоев это просто сырьё для мощных наркотиков. Особняком стоят альбы — они начали принимать элекс, лишились эмоций, но обрели большую мощь. И стали врагами для всех.
Мрачные заснеженные леса — самые суровые места на Магалане. В этих краях обитают смертоносные существа и грозные альбы.
Главный герой, альб Джакс, летел на задание, но его сбили. Это провал, а такое Директива не прощает. И как удачно, что рядом с местом крушения оказался карательный отряд во главе с нашим родным братом. Выстрел в живот, падение, и вот уже бывший командир грозных воителей севера валяется в грязи на задворках мира, без брони и средств. Но кто его сбил? Почему его подставили? Это и предстоит выяснить.
Вот тут и начинается привычная «Готика». Вы потеряли всё, жаждете ответов и отмщения, но сперва надо разжиться хоть каким-то снаряжением, найти друзей, заручиться поддержкой сильных союзников. История проста, но не лишена интриги: по ходу приключения мы выясним, кто нас на самом деле предал, каковы истинные мотивы владыки альбов Гибрида, всё ли так просто с этим синеватым минералом.
Битвы с боссами тут тоже присутствуют. Но обязательных всего две.
Если в Risen 3 Безымянный боролся за свою душу и человечность, то для Джакса «больная тема» — эмоции. Ответы в диалогах определяют степень холодности персонажа, и выбираем мы зачастую между чуткостью и равнодушием, а не привычными добротой и хамством. Это не просто лепка психологического портрета — перекос в сторону одного из полюсов повлияет на (не)доступность некоторых концовок.
Другим людям тоже не всё равно, как ведёт себя главный герой. Игра любезно подсказывает, что персонаж одобряет или попросту «запомнит» ваше решение, или чья гибель скажется на развитии сюжета. Правда, долгосрочных последствий от этой системы почти нет: если кто и схватится за оружие, то из-за конкретного проступка, а не потому, что несколько раз отказали, и вот этот случай стал последней каплей.
реклама
Когда герой вступает в диалог, монстры резко теряют к нему интерес. Это не «Андромеда», где вас могли сожрать во время кат-сцены.
Задания произвели двоякое впечатление. С одной стороны, тут есть замечательные поручения спутников, некоторые с неожиданной кульминацией и моральным выбором в конце. С другой, редко суть квестов выходит за рамки привычного «принеси предмет» и «убей врагов». Все цели отмечены на карте, вы просто бегаете и выполняете, необязательно даже задумываться о смысле, чем и ради чего занимаетесь.
Но больше смущает отсутствие нелинейности. Часто решение всего одно и доходит порой до такого, что чувствуете, как вас хотят кинуть, но ничего не можете сделать: остаётся или ставить ногу в капкан и двигаться дальше, или вовсе пропустить это задание, пусть вечно болтается в журнале. Иногда развилки случаются, но их очень мало — до полноценной ролевой игры ELEX сильно недотягивает.
Сдать вора или, напротив, выгородить его — редкий пример вариативности. Но даже тут нельзя поговорить с целью и стрясти с неё что-то за молчание.
Главный выбор делается ближе к середине игры, когда решаете, к кому пойти на службу. Берсерки — староверы, живут в избушках, предпочитают луки и холодное оружие. Они тут самые «правильные» — озеленяют планету, выращивая сердца мира, но строго следуют законам. Изгои — привычные бандиты из «Безумного Макса»: осели на огромной свалке в пустыне, собирают мусор, ценят деньги, свободу и наркотики.
реклама
Если всегда симпатизировали Братству Стали, присмотритесь к клирикам. Это здешние техномаги: разместились в твердыне, окружённой реками лавы, полагаются на продвинутые технологии, энергетическое оружие и боевых роботов. Практикуют не совсем гуманную методику внушения, тем самым вербуя добровольцев, ибо им вечно не хватает живой силы. Ещё герой вправе отстроить собственное поселение, но проголосовать «против всех» не получится — всё равно рано или поздно предстоит к кому-то присоединиться.
Где найти доску с неполной картой
Когда вы доберетесь до деревни Исток (Origin), расположенной на границе между Абессой и Эданом, то наверняка увидите больше каменное сооружение с башенкой. Подойдите к этой постройке.
Позади башни вы должны будете увидеть небольшую деревянную дверь, которая ведет в ваши личные покои, то есть они станут таковыми, когда вы выполните все квесты в поселении. До этого момента пройти в здание не удастся. Когда же вы станете лидером деревушки, просто войдите в эту постройку и отыщите в помещении доску, на которой должна быть размещена карта. После этого начните искать пропавшие фрагменты карты.